Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 17:04

Mom&Kid

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Проверка тиц pr

Развитие и воспитание

О сказкотерапии для родителей: искусство волшебных историй

Сложно сказать, когда ребенку на ночь была рассказана первая сказка. Но, несомненно, уже тогда она имела глубокий психотерапевтический смысл. Сказка помогала малышу снять напряжение и тревогу, убедиться, что сильное добро всегда побеждает слабое и некрасивое зло, расслабиться и уснуть с улыбкой на лице.

Сказку можно назвать одним из основных элементов любой культуры, недаром в ней в емкой, объемной форме выражена целая философия создавшего ее этноса. Издревле люди, от мала до велика, собирались вокруг костра и слушали сказку. Сказания, мифы, притчи, поучительные истории со знакомым, жизненным сюжетом и неожиданным концом увлекали умы как взрослых, так и детей.

Уже тогда сказка, безусловно, носила терапевтический характер. В ней были элементы снятия тревоги, релаксация от певучего голоса рассказчика, уход от своих неурядиц и погружение в выдуманный мир героев. Имела сказка и свои корректирующие функции: помните знакомую с детства присказку "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок"? Мораль истории, подсказка к действию, формирование мышления слушателя - вот те сложные задачи, которые уже тогда решала нехитрая на первый взгляд история.

Васнецов Царевна-лягушка

Сегодня сказкотерапия стала одним из самых востребованных методов в оказании психологической помощи и нашла свое место во многих психотерапевтических школах, став надежным помощником в работе с людьми различного возраста, и особенно - с детьми.

Одна из особенностей сказкотерапии - ее многофункциональность. С помощью увлекательной истории можно обнаружить и исследовать проблему, которая беспокоит ребенка, узнать его психологические особенности, показать новые пути преодоления трудностей и, конечно, вселить в него надежду и веру в себя.

Опыт работы с детьми показывает, что для действенности сказки не обязательно использовать весь набор "волшебного мира": фей, гномов, сказочные леса и замки. Иногда куда более эффективной становится история про обычных мальчика или девочку, жизнь которых похожа на ситуацию в жизни самого слушателя. Ребенок всегда идентифицирует себя с героем сказки и живо представляет себя в ее событиях.

Будучи примером детского фольклора, сказка обращается к Ребенку в душе слушателя, не зависимо от его возраста (малыш, школьник, подросток, взрослый…). У слушателя создается впечатление, что в сказке все "понарошку". Формируется вымышленная, искусственно созданная безопасная среда для решения волнующих вопросов, в которой слушатель проживает настоящие чувства и опыт. Используя сказку, мы разговариваем с той свободной от стереотипов частью психики, в которой кроются истинные желания, потребности и ценности человека. Здесь, на стыке подсознания и сознания, и работает сказкотерапия.

Еще одно преимущество этого метода психологической помощи - отсутствие необходимости в каких-либо дополнительных материалах. Все, что требуется для успешного процесса, - это слушатель и умелый рассказчик, обладающий базовыми знаниями и определенной практикой в сказкотерапии. В тоже время, при желании, рассказанную сказку всегда можно продолжить и закрепить самыми разными способами - сценками, рисунками и даже созданием целой книги с гордой надписью "Самиздат".

Именно благодаря своей простоте и универсальности сказкотерапия всегда интересовала не только специалистов - психологов и педагогов, - но и заботливых родителей. Дети, даже не имеющие какого-либо опыта работы с психологом, чутко откликаются на сказочные истории "о наболевшем", и вскоре сами просят рассказать им терапевтические сказки или сочиняют свои собственные истории. Ведь использование сказкотерапии в "домашних условиях" помогает детям и подросткам:

  • справиться с тревогой и страхами;
  • адаптироваться в сложной семейной ситуации;
  • справиться с проблемами идентичности, возрастной и половой;
  • повысить самооценку;
  • улучшить коммуникативные навыки;
  • прожить любые переживания, которые оказываются сложными и беспокоятих ум и сердцу.

Вот почему все больше мам и пап задается вопросом: где и как научиться рассказывать целебные сказки? Действительно, сейчас есть немало литературы, в которой говорится об азах искусства работы со сказками. Однако обучение такому тонкому делу, как помощь ребенку с его мобильной психикой и чуткой душой, лучше проходить под руководством опытного специалиста. Последний не только раскроет секреты этого вида терапии, но и научит гибко и творчески применять его в жизни, с каждым конкретным ребенком в его уникальной ситуации.

Приказы, запреты, наказания и награды

Уже при упоминании слов "приказ", "запрет", "наказание", "награда" у многих из нас невольно возникает чувство неприятия. Они скорее ассоциируются с дрессировкой, чем с воспитанием, поэтому нам кажется, что регулярное использование этих методов по отношению к детям не достойно современных родителей. Но следует разобраться, для чего существуют в жизни приказы и запреты, какую функцию исполняют наказания и награды, как и когда их применять, чтобы они не ранили, а действительно конструктивно влияли на воспитание ребенка.

Методы воспитания

Многие годы большинство родителей в воспитании придерживались принципа неограниченной активности ребенка. Считалось, что это способствует более полному познанию мира и дает возможность свободному экспериментированию. Система вошла в педагогику под названием воспитание без стресса. Но сегодня многие педагоги возвращаются к консервативным методам, основой которых служит дисциплина. Существуют осознанные границы того, что можно и даже нужно делать, и того, что делать нельзя или запрещено. Именно такой подход вселяет в ребенка ощущение уверенности, помогает постигать мир и облегчает жизнь.

Слишком много приказов

Самая распространенная ошибка родителей - это чрезмерное "раздувание" списка всевозможных запретов и приказов, а также непоследовательность взысканий. Часто родители говорят "нет" для профилактики - это оберегает их покой и освобождает от ответственности за возможный результат. Для ребенка подчиняемого и малоактивного это приказ, не подлежащий обсуждению, малыш активный и независимый не позволит собой командовать. Он все равно сделает по-своему, обманет родителей или будет явно бунтовать против таких необоснованных требований.

Метод кнута и пряника

Использование системы наград и наказаний распространено повсеместно - дома, в школе, на работе - и относится как к детям, так и взрослым. Считается, что стремление избежать наказания и получить награду - естественный метод достижения желаемой модели поведения. Его эффективность многократно была проверена экспериментальными научными исследованиями. В результате многолетней работы ученые пришли к выводу, что наиболее действенная педагогическая система та, при которой применяются награды и наказания, но наград значительно больше, чем наказаний, а наказания довольно мягкие. Более слабые результаты достигаются при применении исключительно наград. А наименее эффективной оказалась система одних лишь наказаний. По иронии судьбы, именно эта система наиболее популярна при воспитании детей. Также замечено, что эффективность наказания зависит от отношения наказанного к наказывающему. Если в повседневной жизни наказывающий человек пользуется уважением и любовью, то можно рассчитывать на высокую результативность применяемого им наказания. Но если наказывающий чаще всего вызывает враждебное отношение к себе, эффекта от наказания не будет.

Хвалить или вознаграждать материально?

Казалось бы, нет ничего проще, чем наградить. Обе стороны довольны: та, которая это заслужила, и та, которая это заметила и оценила. Но, как ни странно, родители часто очень неохотно признают достижения ребенка. Это происходит по многим причинам. По мнению родителей, малыш обязан вести себя хорошо и без похвал. Сами награды считаются подозрительными - многие взрослые думают, что таким образом они покупают хорошее поведение ребенка. Но награда очень важна, будь то улыбка, слова одобрения или что-то более конкретное: книга, деньги на кино и т. д. Вопреки потребительски настроенному окружающему миру, со временем малыш все больше начинает ценить нематериальные награды. Ничто так не мобилизует его стремления стать лучше, как искреннее восхищение родителей, признание его заслуг или слова одобрения. Хороших слов никогда не бывает много, но нужно научиться ими пользоваться так, чтобы они не стали избитыми фразами. Для этого можно взять на вооружение стратегию описания наиболее достойных похвалы поступков ребенка. Например: "Я вижу, все книжки стоят ровно на полке, все игрушки сложены в ящик, карандаши в коробке и кровать аккуратно застелена. Как приятно входить в твою комнату!" Если малыш будет часто слышать эту фразу (сказанную без сарказма), то вскоре он поверит в собственную чистоплотность и любовь к порядку, что, конечно, повлияет на его дальнейшее поведение. Таким методом мы достигнем значительно большего эффекта, чем если будем ругать его за беспорядок. На сайте http://MaxyBaby.net.ua мы уже публиковали материалы о том, как ввести ребенка в мир хозяйственных забот без стресса, в игровой форме. Очень советуем родителям ознакиться:Как научить ребенка не бояться уборки? - вернемся снова к теме ведения хозяйства без напряжения и особых временных затрат. На этот раз подумаем, как научить ребенка справляться с наведением порядка без проблем!

Многие родители, удовлетворенные поведением своих чад, что-то им дают: конфеты, мороженое, деньги, книги. Педагоги считают, что нематериальные награды более действенны, но и материальные, тем не менее, хороши, если придерживаться определенных условий. Важно, чтобы ребенок получал награду после проявления хорошего поведения; если мы награждаем его авансом, то тогда просто покупаем дальнейшие поступки. Это очень деморализует малыша и рождает в нем твердую уверенность, что можно приобрести что-то за что-то.

Правильно наказывать

Как учит педагогический опыт, наказания в процессе воспитания также играют важную роль. Но оказывается, что разумное использование наказаний встречается очень редко. Самое простое и самое популярное из них, известное испокон веков, - это битье. Независимо от того, какими аргументами оно вызвано, можно сразу сказать, что данный метод - наиболее неэффективный. В результате ребенок изменяет свое поведение на очень короткое время. Он подчиняется воле родителей, потому что не хочет быть битым, часто даже не понимая причин и не замечая за собой нарушения правил. Он не анализирует собственное поведение и достигает необходимого результата с помощью обмана родителей или неискренних обещаний. Если рядом с ним нет родителей, для ребенка не существует ни единого повода вести себя хорошо. Обычно переход пап или мам к физическому воздействию происходит, когда они теряют контроль над собственными эмоциями и поведением (злость, ярость, крайнее бессилие), и служит прежде всего для снятия их нервного напряжения. Как правило, такое наказание неадекватно вине ребенка. Малыш чувствует себя оскорбленным и униженным, а родителей мучит чувство вины. Обе стороны начинают избегать друг друга. Ребенок ощущает страх в присутствии старших, становится молчаливым или даже старается убежать, потому что плохо переносит возникшую атмосферу. Существует целый список других форм наказаний: можно ребенка чего-то лишить, изолировать в комнате или раскритиковать. Самый простой метод, который используют не особо изобретательные родители - запрет смотреть телевизор. Очень эффективен метод "естественного наказания": ребенок сам видит и анализирует результаты своего недостойного поведения. Например: "Ты сегодня очень поздно встал, поэтому придешь только на второй урок и сам объяснишь учителю, почему ты опоздал". Родители неохотно используют этот метод, потому что очень плохо переносят расстроенный и грустный вид своих детей. Обычно все заканчивается заступничеством и изобретением выхода из положения. В результате ребенок не видит связи между своим неправильным поведением и последствиями.

Будьте точны и последовательны

Больше всего дети не любят ограничений. Родители оскорбляют их своими фразами типа "Ну что за бестолочь! Неужели хоть раз ты не можешь сделать как надо?" Чтобы не обидеть ребенка, мамам и папам следует отказаться от отрицательных эпитетов и надоедливых моралей. Достаточно просто описать проблему: "По всей твоей комнате разбросаны кубики, о них можно споткнуться и упасть". Можно выразить свое отношение к беспорядку: "Я очень нервничаю, когда не могу подойти и открыть окно, потому что боюсь, что зацеплюсь за что-то и упаду". Главное условие подобных фраз - они должны быть конкретными: меньше пустых слов, больше точных пожеланий.

Более или менее установленная система наград и наказаний существует в каждой семье. Но не следует переоценивать ее значение. Для любого ребенка важнее всех кодексов и законов поведения любовь и уважение к нему, а также личный пример родителей.

Становление маленькой личности

Ваш малыш прекрасно развивается, накапливает драгоценный жизненный опыт и начинает обретать самостоятельность. Она ограничена пока его возрастом и постоянно будет изменяться по своей направленности и характеру проявлений.

Примерно около года ребенок начинает самостоятельно ходить, произносить осмысленные слова. Это невероятное достижение для крохи - он оказывается почти на равне со взрослыми. Сейчас ребенок стремится к примитивной физической самостоятельности. Он начинает активно пользоваться ложкой и кружкой, при этом часто уже протестует против нагрудника. Ребенок сам выбирает себе направление к интересующему его предмету. Мало того, у него уже есть свое мнение. Например, он не хочет надевать на прогулку ботинки, которые ему не нравятся, и маме придется приложить много усилий, чтобы его переубедить. Ребенок постоянно пытается участвовать в делах взрослых - помогает загружать стиральную машину маме, внимательно наблюдает за ремонтом только что собственноручно сломанной игрушки.

И вот малыш отметил свой второй день рождения. Американские психологи называют этот возраст "ужасное двухлетие", справедливо сравнивая его с подростковым кризисом. Кроха, еще недавно послушный, вмиг превратился в строптивое и всем недовольное существо. Одна из причин подобных изменений - формирование личностной автономии. Малыш должен открыть себя как отдельное и самостоятельное существо: "Я и мама не одно и то же. Я могу действовать сам (сама)".

Через какое-то время происходит просто замечательное открытие: ребенок понимает, что может сам выбирать игрушки, сюжет своего рисунка, придумывать игру, общаться со взрослыми, независимо от желания и требований. Теперь он сам лепит, строит, помогает младшим. Иногда ему подчиняются сверстники в играх, даже мама и папа прислушиваются к его "хочу" или "не хочу".

В возрастном промежутке 3-4 года продолжается период под лозунгом: "Я сам!". Ребенок пытается доказать, что он отделился от мамы и теперь должен показать окружающим свои способности. Дитя стремится реализовать себя в предметной деятельности. В это время необходимо подумать о "дозе" детской самостоятельности и установить некоторые ее границы.

Уровни самостоятельности

Стихийное поведение ребенка не имеет ничего общего с его самостоятельностью, за которой всегда стоит взрослый. Ребенок растет, и воздействие взрослых на него становится все менее явным. Постепенно на основе формирования норм поведения и привычек формируется подлинная самостоятельность.

Ее уровень повышается по мере увеличения возможностей ребенка выполнять сложные физические и умственные действия. Умение одеться и аккуратно есть без помощи оценивается как проявление самостоятельности у трехлетнего малыша, но этого уже не достаточно для характеристики того же качества у пятилетнего. Самостоятельность не развивается без первого подчинения требованиям взрослых и одновременного развития собственной инициативы ребенка. Чем лучше ваш ребенок осмыслил и освоил правила поведения, тем шире его возможности для самостоятельного их применения в новых условиях. К сожалению, очень часто, побуждая ребенка самостоятельно действовать, рассуждать, оценивать ситуацию, родители в то же время полностью подавляют его инициативу.

В развитии самостоятельности как черты личности выделяют три уровня.

  • Первый - ребенок действует в обычных для него условиях без напоминаний и помощи с вашей стороны. Он сам убирает после игры кубики, сам идет мыть руки перед едой, сам говорит "спасибо" и "пожалуйста", если благодарит или просит о чем-то.
  • Второй - ребенок правильно поступает в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись мыть после прогулки свою обувь, ребенок без подсказки решил помыть и сапоги бабушки.
  • Третий - освоенное ребенком правило приобретает обобщенный характер и определяет его поведение в любых условиях. Мальчик сам принес стул пришедшей в гости соседке или уступил место старшим в автобусе.

Что мешает ребенку проявлять инициативу?

Никто из нас не толкает ребенка в клетку с тиграми, чтобы научить его самообороне. Понятно, что малыш не должен оказываться в ситуациях, когда ему одному не справиться с трудностями. Ясно и другое: если ребенок постоянно держится за вашу руку, то ничему не научится. Как же найти золотую середину в воспитании его самостоятельности и убрать множество причин, мешающих проявлению инициативы? Причины, препятствующие этому, могут быть как внутренние, так и внешние.

  1. Страх, который выражается фразой: "Я боюсь!". Его легко преодолеть с вашей помощью и моральной поддержкой.
  2. Неумение и незнание. Они постепенно заменяются компетентностью ребенка в доступных его возрасту пределах, если вы прививаете ему разные навыки и учите мыслить.
  3. Чрезмерное послушание, рожденное жесткими ограничениями и излишними запретами. В ваших силах снять какие-то запреты и не препятствовать самовыражению ребенка.
  4. Неуверенность в своих силах. Только опыт укрепит уверенность в себе и наполнит ребенка гордостью за свои достижения.
  5. Отсутствие в семье атмосферы свободного творчества. Стремление подражать взрослым и широкие возможности для разнообразной деятельности - это своего рода инициативный толчок для ребенка.
  6. Неразумные прогнозы родителей: "Ты останешься без руки" (мальчик хотел поработать мясорубкой вместе с мамой).
  7. Недоверие родителей. Пятилетняя дочь хочет присмотреть за младшим братом, пока вы готовите обед. Рискните. Доверие развивает в ребенке самостоятельность и самоуважение.
  8. Нетерпеливость и нетерпимость родителей. Когда ребенок заявляет о себе как о личности и хочет сам что-то сделать (завязывать шнурки, заводить друзей), то вы должны радоваться - он уверенно движется в своем развитии.

Как развивать инициативу и самостоятельность?

Прежде всего, не стоит за ребенка делать то, что он может и должен делать сам. Просто дайте ему возможность выбрать те домашние дела, за которые он будет отвечать (кормить кота, подметать пол). Маленькому человеку, как и взрослому, необходимо право голоса в решении важных вопросов, ему важно быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи.

Чтобы подтолкнуть ребенка к самостоятельности, вы можете намеренно ставить его в ситуацию выбора, когда ему самому приходится принимать решение. Нужно обсуждать с детьми различные варианты поведения, учить их анализировать обстоятельства, в которые они попадают.

Известно: чтобы получить законное удовлетворение и укрепить уверенность в собственных силах, всякое начинание обязательно нужно довести до конца. А лучший помощник в любом деле - заслуженная похвала родителей. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное - извлечь из них урок.

Важно воспитать в ребенке умение переносить трудности. Не всегда сразу можно что-то быстро и хорошо сделать, поэтому разрешайте детям делать даже то, с чем они не справятся.

Постарайтесь заслужить доверие ребенка, чтобы он знал, что на вас можно положиться. Ощущая поддержку, он будет проявлять самостоятельность в мыслях, делах и поступках.

Это важно!

  • Не стоит за ребенка делать то, что он может и должен делать сам. Просто дайте ему возможность выбрать те домашние дела, за которые он будет отвечать (кормить кота, подметать пол). Маленькому человеку, как и взрослому, необходимо право голоса в решении важных вопросов, ему важно быть уверенным в том, что он активно участвует в жизни семьи.
  • Известно: чтобы получить законное удовлетворение и укрепить уверенность в собственных силах, всякое начинание обязательно нужно довести до конца. А лучший помощник в любом деле - заслуженная похвала родителей. К неудачам лучше относиться с юмором: от ошибок никто не застрахован, главное - извлечь из них урок.


Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024